THE INTERNET PORTAL OF THE FEDERAL AGENCY FOR MARITIME AND RIVER TRANSPORT
Site map
Rosmorrechflot
FEDERAL AGENCY
FOR MARITIME AND RIVER TRANSPORT

Ministry of Transport of the Russian Federation
today
04 mar 2021
Главная // / / /

Архив новостей за 2010 год

Информационный обзор по проблеме пиратства и информация о ситуации в Аденском заливе и у берегов Сомали.

Проблема морского пиратства и вооруженных ограблений судов является одной из наиболее актуальных в сфере обеспечения комплексной безопасности морского транспорта. Сегодня это объясняется высоким уровнем пиратской активности в некоторых районах мира и связанными с этим угрозами.

 

В настоящее время акты пиратства и вооруженного ограбления судов совершаются в основном в следующих регионах мира: Сомали и северо-западная часть Индийского океана, Гвинейский залив, юго-восточная Азия и Индонезия, Бангладеш, северо-восточное и северо-западное побережье Южной Америки, районы Карибского бассейна (Перу, Бразилия, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Гаити, Венесуэла и др.).

В 2009 году в мире зарегистрировано 406 происшествий, связанных с пиратством и вооруженным ограблениям судов.

В прошлом году пираты высадились на борт 153 судов, 49 из них были захвачены, безуспешные попытки захвата осуществлялись в отношении 84 судов, а 120 судов были обстреляны.

Всего в плену у пиратов оказалось 1052 члена экипажа; 68 человек были ранены в различных инцидентах, а 8 – погибли. Уровень насилия в отношении экипажей судов вырос, как выросло и число раненых.

По числу совершенных нападений на суда уже несколько лет первенствует сомалийское пиратство.

Сомалийские пираты в 2009 году совершили 217 нападений на суда, захватили 47 судов и пленили 867 членов экипажа. На долю сомалийцев приходится более половины всех случаев нападений на суда в мире за 2009 год.

По количеству нападений на суда за сомалийским пиратами следуют, правда, с большим отрывом, нигерийские пираты, которые в 2009 г. совершили 28 преступных актов. По оценкам экспертов, еще по меньшей мере о 30 нападениях не было заявлено.

Снижается количество разбойных нападений в Индонезии (15), в Малаккском проливе отмечено всего 2, а в Сингапурском проливе – 9.

Таким образом, количество нападений пиратов и вооруженных грабителей на суда в 2009 г. превысило отметку в четыре сотни (406), что в последний раз отмечалось в 2003 году (445).

В последние годы отмечается последовательный рост числа разбойных нападений на суда (2007 г. – 263, 2008 г. – 293), причем за счет роста числа нападений в районе Сомали. Суммарный показатель по остальным районам мира падает после 2003 г.

Приведенные статистические данные Международного морского бюро свидетельствуют о том, что морское пиратство в районе Африканского Рога – на одном из наиболее интенсивных маршрутов мирового судоходства – представляет в настоящее время наибольшую опасность.

 

По различным оценкам, пиратам в регионе Сомали в прошлом году удалось получить порядка 120-150 млн. долларов в виде выкупов за захваченные суда и экипажи. Это позволяет им приобретать не только разнообразные предметы роскоши (дорогие автомобили и телевизоры) и наркотики, но дополнительное вооружение, средства для высадки на суда, а также новые плавсредства.

Хорошо вооруженные пираты в прошлом году расширили географию своей охоты и вышли за пределы Аденского залива. Все чаще отмечаются нападения в северо-западной части Индийского океана (у берегов Йемена и Омана), в районе Сейшельских островов и даже у побережья Мадагаскара. Используя небольшие суда в качестве плавающих баз в открытом море, пираты совершают нападения на проходящие суда на удалении свыше 600 миль от ближайшего берега.

Однако мировое сообщество обеспокоено не только этой негативной статистикой в регионе. Вызывают серьезное беспокойство сообщения о связях пиратов с террористами, в частности с радикальной исламистской группировкой «Аль-Шабааб», рвущейся к власти в Сомали.

Кроме того, в мире много бедных. И пример удачливых сомалийских пиратов может стать для них весьма заразительным. Уже сейчас к сомалийским пиратам нередко примыкают граждане из других государств Азии и Африки.

Если в случае Сомали исключительная бедность населения и отсутствие сильного регулятора в лице крепкого государства или международных вооружённых сил способствует тому, что население прибрежных районов занимается морским пиратством, то в случае Нигерии дело обстоит иначе.

Морской разбой там стал прямым продолжением повстанческой деятельности с выдвижением политических требований в связи с нефтедобычей в дельте реки Нигер, от которой страна получает сейчас более 40% ВВП.

Пиратство Юго-восточной Азии и Индонезии в отличие от сомалийского или нигерийского варианта характеризуется обычными вооруженными грабежами судов и экипажей. Политические требования не выдвигаются.

Во всех случаях сохранению и распространению пиратства и вооруженных ограблений судов в этих и других регионах способствует политическая нестабильность или слабая государственная власть в странах, прилегающих к побережью указанных акваторий, наличие многочисленных удобных убежищ на берегу, бедность и незанятость населения, а также интенсивное судоходство.

Внимание мирового сообщества уже не первый год приковано именно к проблеме ликвидации сомалийского пиратства, которую следует рассматривать в связи с проблемой укрепления единой власти и законности в Сомали.

Только за последние два года Советом Безопасности ООН были приняты 7 резолюций по ситуации в Сомали, 5 из которых касались, в том числе пиратства в этом районе. (Резолюции СБ 1816 (2008), 1846 (2008), 1838 (2008), 1851 (2008), 1897 (2009)).

Несколько раз инициатором рассмотрения этой проблемы в Совбезе ООН была Международная морская организация (ИМО).

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1851 (2008) для содействия обсуждению и координации действий государств и организаций по подавлению пиратства в районе Сомали была учреждена Контактная группа по проблеме пиратства в районе Сомали, которая начала свою деятельность с января 2009 года под эгидой ИМО.

В работе Контактной группы участвуют представители 28 государств, включая Российскую Федерацию, а также государства Африканского союза, Европейского союза, НАТО, ООН, ИМО.

Участники Контактной группы создали 4 рабочих группы по следующим основным направлениям работы:

·        Рабочая группа 1 – деятельность, связанная с военной и оперативной координацией и обменом информацией, а также с созданием регионального координационного центра. (Координирует работу группы Великобритания при поддержке ИМО).

·        Рабочая группа 2 – юридические аспекты проблемы пиратства. (Координирует работу группы Дания при поддержке Управления ООН по наркотикам и преступности).

·        Рабочая группа 3 – вопросы улучшения самоанализа торгового флота и его возможностей. (Координируют работу группы США при поддержке ИМО).

·        Рабочая группа 4 – вопросы улучшения дипломатического и общественного информирования обо всех аспектах пиратства. (Координирует работу группы Египет).

Комитет по безопасности на море (КБМ) ИМО на каждой ежегодной сессии рассматривает актуальные вопросы морской безопасности, в том числе и проблематику борьбы с пиратством.

 

На последней, 86-й сессии Комитета (27 мая – 05 июня 2009 г.) вопросам противодействия сомалийскому пиратству было уделено особое внимание – на ней приняты три актуальных документа, которые являются, по сути, рекомендациями государствам, судоходным компаниям и операторам, всем морякам по общим и частным вопросам, связанным с предотвращением нападений пиратов и другими противодействием нападениям.

Учитывая значение изложенных в этих документах вопросов, ИМО в резолюции 26-й сессии (A.1026(26)), помимо прочего, призывает все государства-члены Организации, всё судоходное сообщество ознакомиться с данными в них советами и рекомендациями и постараться следовать им.

Как показывает практика последних месяцев, четкое следование этим рекомендациям наряду с выполнением плана охраны судна в соответствии с положениями Кодекса ОСПС, очень помогает экипажам противостоять сомалийским пиратам и избегать захвата ими судов. И наоборот – экипажи захваченных пиратами судов почти всегда не знали или не четко выполняли рекомендации этих документов.

Пример: март 2010 года, Аденский залив - захват танкера «Al Nisr Al Saudi», флаг Саудовской Аравии, с 14 членами экипажа, работающих под началом греческого капитана вопреки рекомендациям не был зарегистрирован в офисе морских торговых операций Великобритании и шел вне международного транзитного коридора. ПОЧЕМУ? Не понятно.

Все решения и рекомендации КБМ ИМО, оформленные в виде циркулярных писем на английском языке, находятся в свободном доступе, и все заинтересованные в практическом внедрении этих положений организации и лица могут пользоваться ими. Многие судоходные компании именно так и поступают.

Еще ранее Росморречфлотом были разработаны подобные рекомендации для судоходных компаний и судов, следующих в пиратоопасном районе Аденского залива. В соответствии с ними, в частности, осуществляется контроль прохождения этого района судами под российским флагом в период приостановления сопровождения военными кораблями ВМФ России.

В октябре 2008 года в связи с ростом активности сомалийских пиратов и в соответствии с резолюциями Совбеза ООН некоторые государства мира направили в район Сомали свои военные корабли и воинские подразделения для обеспечения безопасности судоходства в этом пиратоопасном регионе.

По решению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с ноября 2008 г. в Аденском заливе поочередно действуют российские военные корабли, призванные обеспечить безопасность морского судоходства и охрану торговых судов, следующих через залив.

На сегодняшний день в Аденском заливе и в северо-западной части Индийского океана с задачей борьбы с пиратством находятся несколько оперативных военно-морских групп, а также корабли государств, действующих вне таких объединений в сотрудничестве с Переходным правительством или друг с другом.

Военно-морские силы Евросоюза выполняют операцию «Аталанта» в Аденском заливе и у восточного побережья Сомали; ВМС НАТО проводят операцию «Океанский щит» в восточной части Аденского залива и в Аравийском море; Объединенная оперативная группа 151 в составе кораблей военных флотов разных стран при активном участии и под руководством ВМС США патрулирует пиратоопасные акватории в северо-западной части Индийского океана.

 

 

ВМС Евросоюза с 1 февраля 2009 г. условно определили Международный коридор безопасного транзита через Аденский залив для торговых судов, создали в регионе «Центр морской безопасности – Африканский Рог» (MSCHOA), который фактически является штабом этих сил и потому руководит операцией «Аталанта».

Главной задачей ВМС Евросоюза в рамках операции «Аталанта» является сопровождение судов, перевозящих гуманитарную помощь для Сомали в соответствии с Международной продовольственной программой, на всем пути их следования в порты Сомали и обратно, а также во время их разгрузки в портах.

Другой задачей этих сил является мониторинг ситуации в Аденском заливе и охрана Международного коридора безопасного транзита.

       Первым контактным пунктом для судов, следующих через Аденский залив, является офис организации Морские торговые операции Великобритании (UKMTO) в Дубае. Он осуществляет регистрацию судов перед прохождением ими пиратоопасного района, регулярно получает информацию о местонахождении и планируемых передвижениях судов для составления полной картины судоходства в районе.

         Каждому судну, входящему в район южнее Суэца (Египет), севернее 10° ю.ш. и западнее 78° в.д., следует сообщить в этот офис о своем намерении и планируемом графике движения.

Помимо этого, всем судам, планирующим прохождение Аденского залива или района южнее 12° с.ш., западнее 58° в.д. и севернее 10° ю.ш., следует заблаговременно зарегистрироваться в «Центре морской безопасности – Африканский Рог» (MSCHOA), вне зависимости от того, участвуют ли они в каком-либо конвое национальных ВМС.

Центр в ответном сообщении подтверждает факт регистрации судна, а также уведомляет об этом компанию-оператора и орган, координирующий формирование конвоев национальных ВМС.

Центр осуществляет мониторинг судоходства по транзитному коридору и общей ситуации в пиратоопасных районах. При необходимости Центр связывается с судами в интересах обеспечения их безопасности.

Непосредственным эскортированием торговых судов в Аденском заливе занимаются военные корабли России, Индии, Китая, Японии и Южной Кореи, которые не участвуют ни в одной из вышеназванных военно-морских группировок.

В рамках выполнения упомянутого решения Президента Российской Федерации в период с ноября 2008 г. по февраль 2010 г. в Аденском заливе сопровождением караванов торговых судов поочередно занимались российские военные корабли «Неустрашимый», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Чабаненко». На сегодняшний день, как вы знаете, задачу по эскортированию судов в Аденском заливе выполняет БПК «Маршал Шапошников».

Как осуществляется выполнение этой задачи?

Главным штабом ВМФ совместно с Министерством транспорта, Федеральным агентством морского и речного транспорта, Службой морской безопасности был разработан ряд документов, по которым организуется  сопровождение российских и иностранных судов в Аденском заливе.

С ноября 2008 г. вся работа в этом отношении ведется по следующей схеме:

·        Главный штаб ВМФ уведомляет Службу морской безопасности о планируемом графике конвоев в сопровождении российского военного корабля.

·        Служба информирует судоходные компании, осуществляющие транзит своих судов через Аденский залив, независимо от государства флага, о представленной Главным штабом информации.

·        Судоходные компании заблаговременно представляют в Службу свои заявки с информацией о судах, нуждающихся в сопровождении военного корабля.

·        Служба проверяет, распределяет и обобщает полученные от компаний заявки в зависимости от сроков и направлений планируемых конвоев и передает итоговые данные в Главный штаб ВМФ;

·        ВМФ принимает окончательное решение о формировании каравана торговых судов и сообщает об этом в Службу;

·        Служба уведомляет соответствующие судоходные компании о принятом решении в отношении включения в конвой конкретных судов, о месте и времени сбора каравана, а также позывной военного корабля.

 

Но это только общая схема, которой мы придерживаемся. А в практической работе ежедневно приходится решать и согласовывать с компаниями и ВМФ множество моментов, связанных с опозданиями, переносами, отсрочками, отменами, изменениями в графиках, планах и т.д, а также с погодой в пиратоопасном районе и другими непредвиденными ситуациями.

 

За все время этой работы было обработано свыше 500 заявок судоходных компаний, а российскими военными кораблями осуществлено сопровождение через Аденский залив более 300 торговых судов под флагами разных стран.

Называя эту цифру, мы имеем в виду только те суда, участие которых в российских конвоях состоялось по обработанным заявкам. Замечу, что ни одному судну, заявляющему о включении его в конвой, не было отказано командирами военных кораблей.

Во время формирования каравана судов в пункте сбора до вхождения в коридор безопасности командир российского корабля предлагает капитанам всех судов принять на борт по группе морских пехотинцев обычно в составе 6 человек с оружием и полной экипировкой.

 

Капитаны соглашаются, а нередко и сами заранее просят об этом. За все время эскортирования таких караванов российскими военными кораблями отмечено всего несколько случаев, когда капитан отказывался принять на борт российскую морскую пехоту, но все равно следовал в конвое. Например, Секретариат по морским делам Турции заявил, что суда под турецким флагом являются суверенной территорией Турции, и приглашать на нее военнослужащих другой страны имеет право только турецкий парламент. По этой причине все турецкие суда следуют в составе конвоев без высадки на борт групп морских пехотинцев

Ни одно торговое судно во время следования в сопровождении военного корабля ВМФ России не подверглось нападению пиратов.

 

Все суда, прошедшие пиратоопасный район под охраной кораблей ВМФ России, отмечают высокий профессионализм, ответственность, понимание и доброжелательность, с которой наши военные моряки выполняют свой служебный долг. В адрес экипажей кораблей ВМФ, Росморречфлота, Службы морской безопасности от судоходных компаний поступают письма со словами благодарности за помощь в прохождении Аденского залива и надежды на дальнейшее сотрудничество.

Кстати, иностранные компании и их капитаны, впервые участвующие в российском конвое, нередко задают вопрос об оплате, как они выражаются, «услуги безопасного сопровождения». Этот вопрос первое время вызывал у нас и у военных моряков недоумение. Дело в том, что некоторые западные СМИ около года назад пытались распустить слух о том, что за включение  судов в российский конвой взимается плата. Службе морской безопасности неоднократно приходилось опровергать эти слухи. А командир одного российского корабля так ответил капитану иностранного судна: «За безопасность платы не берем – престиж России».

В период отсутствия в Аденском заливе Кораблей ВМФ России в соответствии с рекомендациями Главного штаба ВМФ России и Росморречфлота суда, осуществляющие плавание в Аденском заливе, должны использовать Международный коридор безопасного транзита, о котором говорилось выше.

При этом судоходные компании должны два раза в сутки уведомлять Службу морской безопасности об условиях плавания в заливе. Получаемая от судна и ДЛК оперативная информация передается в Управление транспортной безопасности Росморречфлота для мониторинга ситуации и принятия адекватных мер.

В ходе несения службы в заливе военные корабли России неоднократно приходили на помощь торговым судам, не следовавшим в конвоях, и отражали пиратские нападения.

 

К примеру, 28 апреля 2009 года БПК «Адмирал Пантелеев» уничтожил судно-базу и две лодки пиратов, которые предприняли попытку захвата шедшего не в конвое под флагом Либерии танкера "NS Commander" с российским экипажем.

Кстати, среди 29 задержанных пиратов 12 были гражданами Пакистана, 11 – гражданами Сомали и 6 – гражданами Ирана.

Как известно, в начале мая это года произошел захват танкера «Московский университет», который был освобожден БПК «Маршал Шапошников». Вот краткая история произошедших событий:

Данные о судне

 

Название: MOSCOW UNIVERSITY

Компания-оператор: ОАО «НОВОШИП»

Год постройки: 12.11.1998 г.

Флаг Либерия

Тип судна: танкер

ИМО № 9166417

Позывной: ELWE8

Вид и кол-во груза: Сырая нефть 100153 т

Кол-во и национальность членов экипажа: 23 человека. Все граждане РФ

Ф.И.О. капитана: Тульчинский Юрий Игоревич. Гражданин РФ.

 

Хронология событий

27.04.2010

В ФГУ «Служба морской безопасности» от ОАО «Новошип» поступила заявка на осуществление сопровождения т/х «MOSCOW UNIVERSITY» в пиратоопасном районе у побережья Сомали под охраной военного корабля ВМФ России БПК «Маршал Шапошников». Сотрудники Службы обработали эту заявку, также были проведены мероприятия по координации и согласованию взаимных действий на подходе судна к точке встречи каравана и военного корабля ВМФ России.

29.04 2010

Полная информация о судне и данных по связи с ним была направлена в Главный штаб ВМФ в форме обобщенной заявки на сопровождение судов в Аденском заливе. Особое внимание офицеров Главного штаба ВМФ было обращено на то, что экипаж судна полностью состоит из граждан Российской Федерации. Помимо танкера «MOSCOW UNIVERSITY», в состав конвоя входили еще 5 судов – на двух из них находились граждане России.

01.05.2010, 14:00 МСК; 12020’с.ш. 43050’в.д.; точка формирования каравана.

«MOSCOW UNIVERSITY» установило связь с БПК «Маршал Шапошников», на борт танкера с БПК была высажена группа морских пехотинцев, которые осуществляли охрану судна в период всего времени следования «MOSCOW UNIVERSITY» в конвое. Караван торговых судов под охраной БПК «Маршал Шапошников» начал движение.

04.05.2010, 18:00 МСК; точка 14024’с.ш. 53000’в.д.; выход из Аденского залива

БПК «Маршал Шапошников» завершил проводку торговых судов. Далее все суда, шедшие в конвое, продолжили движение в порты назначения самостоятельно. В числе этих судов был и т/х «MOSCOW UNIVERSITY», следовавший в китайский порт Чжаньцзян.

05.05.2010, 08:00 МСК; Аравийское море; в 350 милях к северу-востоку от острова Сокотра.

От капитана т/х «MOSCOW UNIVERSITY» поступило сообщение о том, что его судно преследуют два быстроходных катера. Находившиеся в них люди открыли по танкеру огонь из автоматического оружия и гранатомёта и вышли на связь с требованием остановиться. Танкер начал выполнять уклонение с тем, чтобы не позволить пиратам подняться на борт. О предпринимаемых действиях капитан успел сообщить на БПК «Маршал Шапошников», в судоходную компанию, оперативным дежурным Росморречфлота, Государственного морского спасательного координационного центра и в ФГУ «Служба морской безопасности». Из сообщения капитана стало известно, что экипаж остановил судно (оно легло в дрейф) и успел укрыться в предусмотренном планом охраны судна и специально оборудованном для таких случаев труднодоступном для пиратов помещении - румпельном отделении. После этого сообщения связь с экипажем прервалась. По приказу Главного штаба ВМФ БПК «Маршал Шапошников» немедленно направился к танкеру.

06.05.2010, 00:00 МСК; Аравийское море.

С БПК «Маршал Шапошников» вылетел вертолёт, который под покровом ночи примерно за полчаса добрался танкера и опознал его как «MOSCOW UNIVERSITY». Пираты дважды обстреляли вертолёт, который был вынужден открыть ответный огонь. На его борту никто не пострадал. «Маршал Шапошников» продолжал двигаться к танкеру.

06.05.2010, 04:15 МСК; Аравийское море; в 350 милях к северу-востоку от острова Сокотра.

БПК «Маршал Шапошников» подошёл к неподвижному танкеру на расстояние в 460 метров и по радио обратился к пиратам с требованием покинуть судно. Спустя примерно полчаса капитан «MOSCOW UNIVERSITY» передал, что экипаж по-прежнему находится в румпельном отделении и что пираты в него не проникли. Вскоре пираты появились на носовой оконечности танкера с поднятыми руками, а с БПК к судну отправился катер с группой захвата.

 

Благодаря грамотным и профессиональным действиям морских пехотинцев с БПК «Маршал Шапошников» судно было взято под контроль за 22 минуты. В результате проведённой операции 10 пиратов оказались задержаны, а 1 – убит.  После осмотра внутренних помещений судна экипаж «MOSCOW UNIVERSITY» смог выйти из румпельного отделения. Никто из военных и гражданских моряков не пострадал. После ликвидации повреждений, нанесённых пиратами судну (в числе прочего пираты повредили топливные насосы, когда пытались запустить главные двигатели) БПК «Маршал Шапошников» сопроводил танкер в безопасный район Аравийского моря.

После проведения необходимых следственных мероприятий, как пояснило Управление пресс-службы и информации Минобороны РФ, пираты были отпущены на волю «ввиду отсутствия соответствующей международной правовой базы» по привлечению их к ответственности.

 

В этой связи необходимо упомянуть еще одну проблему – как судить задержанных пиратов? И где они должны отбывать наказание за свои деяния?

Вы знаете, что в прошлом году Россия предложила создать для этого международный трибунал, подобный Гаагскому. Это предложение нашло поддержку у многих государств и сейчас ведутся консультации по этому вопросу на международном уровне.

В заключении следует сказать, что борьба с пиратством, особенно сомалийским, естественно, требует как краткосрочных мер, так и долгосрочного содействия и структурного вмешательства для ликвидации его коренных причин.

И мировому сообществу необходимо использовать все возможные пути и методы борьбы с пиратством, а не только военные или превентивные.

Российская Федерация активно участвует в такой работе.

Тем временем всем участникам судоходства в пиратоопасных районах следует обратить самое пристальное внимание на рекомендации ИМО, о которых было сказано выше, и следовать им.

В то же время продолжение сопровождения военными кораблями торговых судов в пиратоопасных районах – пока наилучшая из практик их защиты от актов незаконного вмешательства.

Дата создания страницы: 2010-05-25 10:32:22
Дата и время последнего изменения: 2016-01-19 16:42:05

Назад...