THE INTERNET PORTAL OF THE FEDERAL AGENCY FOR MARITIME AND RIVER TRANSPORT
Site map
Rosmorrechflot
FEDERAL AGENCY
FOR MARITIME AND RIVER TRANSPORT

Ministry of Transport of the Russian Federation
today
05 mar 2021
Главная // / / /

Архив новостей за 2010 год

19 марта 2009 г Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко принял участие в V Международном транспортном форуме ЮГТРАНС-2009 и выступил с докладом на тему Развитие морских портов в условиях экономического кризиса

Развитие морских портов в условиях экономического кризиса. Меры, предпринимаемые государством для преодоления его последствий

Уважаемые коллеги!

Позвольте коротко остановиться на итогах работы морского транспорта в истекшем году.

По итогам 2008 года объём перевалки грузов в морских портах России на 1,1 % превысил показатель предыдущего года и составил 455 млн. тонн (при запланированных ранее 485 млн. тонн).

Сохраняется пропорция перерабатываемых портами России, Балтии и Украины грузов: 80 % - это отечественные порты (равно как и в 2007 году, в конце 90-х годов было 50 % на 50 %).

Объём, динамика и структура переработки грузов морскими портами представлена на слайде.

В целом 2008 год для морского и речного транспорта был позитивным. Экспертная оценка показывает, что с учетом антикризисных мер грузооборот морских портов России в 2009 году останется на уровне 2008 года или незначительно превысит его.

В 2008 году в российских портах было введено перегрузочных мощностей около 60 млн. тонн, в том числе в портах Мурманск, Приморск, Усть-Луга, Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Оля, Тамань, Ванино.

В 2009 году планируется ввод объектов общей мощностью более 53 млн. тонн, в том числе в портах Усть-Луга, Балтийск, Кавказ, Тамань, Оля, Владивосток, Шахтерск.

В Азово-Черноморском бассейне расположены 12 морских портов (Новороссийск, Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсе, Темрюк, Кавказ, Тамань, Ейск, Таганрог, Ростов, Азов).

В 2008 году ими переработано свыше 160 млн. тонн грузов, (что на 8 млн. тонн грузов, т.е. 5 % выше уровня 2007 года) или более 35 % от общего грузооборота российских портов. Действующих мощностей порядка 190 млн. тонн в год.

Мировой финансовый кризис отразился на объеме внешней торговли. Мы это почувствовали в 4 квартале 2008 года.

Сократили объёмы производства металлургическая, цементная, химическая и другие виды промышленности. Многие компании осуществляют свою деятельность за счёт привлеченных и заёмных средств, дефицит которых стал проявляться в указанный период. Возникают сложности с получением кредитов, снижается инвестиционная активность участников рынка.

Как видно на слайде, основное направление переработки грузов морскими портами Юга России экспортное (около 70 % общего объема). В результате спада производства существенно упали объемы переработки руды, металлов, тарно-штучных грузов, леса, химических грузов.

Таким образом, в условиях мирового финансового кризиса мы вынуждены пересматривать наши планы.

Правительственной комиссией по повышению устойчивого развития российской экономики утвержден Перечень системообразующих компаний, куда вошли от отрасли: Совкомфлот, Дальневосточное, Приморское и Мурманское морские пароходства, Северо-Западное, Московское, Волжское, Обь-Иртышское и Ленское речные пароходства, Новороссийский морской торговый порт, Ростовский порт и ФГУП Росморпорт.

Выбраны банки, которые в соответствии с установленным порядком будут кредитовать отрасль.

С целью постоянного мониторинга ситуации Росморречфлотом поручено уполномоченной компании ЗАО Морцентр-ТЭК совместно с Ассоциациями отрасли еженедельно предоставлять отчеты по вопросам занятости, динамики рабочих мест и выплаты заработной платы работникам предприятий морского и внутреннего водного транспорта.

В Минтрансе России сформирована специальная Рабочая группа по мониторингу финансово-экономического состояния и выработке предложений по оказанию помощи со стороны государства предприятиям отрасли.

Выявлены общие для транспортных организаций проблемы, от решения которых во многом будет зависеть минимизация негативных последствий кризиса на рынок транспортных услуг. Главная проблема это доступность банковских кредитов.

В настоящее время российские банки существенно сократили объем кредитования транспортных организаций. Остро стоит вопрос о рефинансировании существующих кредитных ресурсов компаний.

Даже при фактическом наличии у банков финансовых ресурсов организациям сложно получить кредиты, поскольку банки изменили подходы к определению коэффициентов риска для транспортных компаний в связи со снижением их капитализации и прогнозируемого падения спроса на рынке транспортных услуг.

В результате этого лишь отдельные компании могут пройти условия отбора.

14 февраля 2009 года Правительством Российской Федерации утверждены правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым системообразующими предприятиями на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.

При этом предоставление государственных гарантий при реструктуризации долговых обязательств не предусмотрено.

Росморречфлот и Минтранс России предлагают расширить перечень целей предоставления кредитов под государственные гарантии.

Следующая проблема льготное налогообложение организаций по уплате налога на имущество и земельного налога предприятий морского и внутреннего водного транспорта.

Мы считаем необходимым создать равные конкурентные условия для всех видов транспорта в части налогообложения на землю и имущество.

От этих налогов освобождены железнодорожный транспорт, Росавтодор, объекты энергоснабжения и трубопроводный транспорт. Учитывая, что это местные налоги, мы ведем работу с регионами, но, по-видимому, необходимо внесение изменений в федеральное законодательство.

Обращаюсь к руководителям регионов с просьбой принять на своем уровне решения об установлении таких ставок налогов, которые не позволят увеличить налоговую нагрузку на владельцев транспортной инфраструктуры хотя бы на период кризиса. Речь не идёт об их уменьшении, а хотя бы о не увеличении.

Считаю, что меры предпринятые Правительством и Министерством транспорта, направленные на поддержку транспортного сектора, уже в ближайшее время должны дать положительные результаты.

В условиях мирового финансового кризиса Правительством поставлена задача обеспечить безусловное выполнение мероприятий по подготовке к проведению Олимпиады 2014 года, в том числе по строительству транспортных объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 991 в редакции от 31.12.2008 1086 определен перечень объектов необходимых для транспортного обеспечения Олимпийских игр. Объектами Росморречфлота являются:

- Реконструкция порта Сочи;

- Создание 2-х грузовых районов порта Сочи в устье рек Мзымты и Псоу;

- и Реконструкция и строительство 15-ти портопунктов вдоль побережья Большого Сочи, которые увязываются со строительством пассажирского флота.

По всем объектам Росморречфлотом совместно с ФГУП Росморпорт проведены конкурсные процедуры, выбраны инвесторы, определены подрядные организации.

В мае 2008 года ФГУП Росморпорт собственными силами выполнило капитальный ремонт 4-х первоочередных пирсов портопунктов Адлер, Хоста, Лоо, Кургородок для организации пассажирского движения в сезон 2008 года. По всем вышеупомянутым проектам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 774-р открыто финансирование на проектные работы.

Не открою Америку, если скажу, что самым крупным по объему грузопереработки не только в южном бассейне, но и в России является порт Новороссийск.

Грузооборот Новороссийского порта в 2008 году остался на уровне 2007 года и составил 113,4 млн. тонн, в том числе наливных 85,6 млн. тонн.

Порт интенсивно развивается.

Хочу отметить, что завершены работы по реконструкции причалов контейнерного терминала ОАО Новорослесэкспорт и дноуглублению подходов к ним. В результате реализованных работ порт сможет принимать под обработку контейнеровозы вместимостью до 5 тыс. TEU.

В апреле 2009 года завершается разработка Генерального плана развития Юго-Восточного грузового района.

Реализуется инвестиционный проект Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла.

В последние годы интенсивно развиваются и другие порты Азово-Черноморского бассейна.

Порт Туапсе - 2-й по величине после Новороссийска российский порт на Черном море. Грузооборот порта в прошедшем году остался на уровне 2007 года (19,4 млн. тонн), в том числе налив - 15 млн. тонн.

Сегодня в порту реализуется ряд инвестиционных проектов.

Перевалку угля в перспективе планируется перевести в новый порт на Таманском полуострове, а освободившиеся мощности использовать для перевалки других грузов.

Основным тормозом развития Туапсинского транспортного узла была железнодорожная составляющая, после реконструкции станционного хозяйства пропускная способность железной дороги возросла как минимум на 3 миллиона тонн только по сухим грузам. Тем не менее, проблемы с железнодорожными подходами к порту остаются.

В портах Азово-Черноморского бассейна имеется дефицит перегрузочных мощностей для перевалки угля, ЖРК, серы и накатных грузов.

Для решения задачи предусмотрено проектирование и строительство нового порта на Таманском полуострове, или сухогрузного района порта Тамань.

Актуальность строительства такого порта обусловлена и реализацией крупнейшего инфраструктурного проекта по развитию Волго-Донского водного пути, связывающего Каспийский и Азово-Черноморский бассейны.

В настоящее время рассматриваются два инфраструктурных проекта: строительство 18 камер шлюзов второй нитки Волго-Донского судоходного канала и создание нового канала Евразия. Протяженность Волго-Донского водного пути составляет 1080 км, из которых на долю Волго-Донского канала приходится 101 км.

Протяженность нового канала Евразия составит около 850 км, которые будут представлять собой сплошную линию судоходных гидротехнических сооружений. При этом отсутствует объем воды для эксплуатации данного канала.

По оценке Южного научного центра Российской академии наук к 2015 году потребность в перевозках грузов по Волго-Донскому водному пути возрастет до 30 миллионов тонн.

Реализация проекта строительства вторых линий шлюзов Волго-Донского судоходного канала даст возможность увеличить грузопоток в 3 раза. Хочу отметить, что вся грузовая база для ВДСК формируется в бассейне средней Волги. А грузопоток с Каспия для канала Евразия по самым оптимистичным прогнозам оценивается в 7 млн. тонн.

Выбор Таманского полуострова для размещения нового порта позволит, с учетом использования Волго-Донского водного пути, создать крупный перевалочный пункт между странами Черноморского и Прикаспийского бассейнов.

Акваторию порта также предполагается использовать в качестве порта-убежища для судов, следующих через Керченский пролив.

В настоящее время в порту Тамань строительство гидротехнических сооружений выполняется 3 компаниями: ЗАО Таманьнефтегаз (СУГ, нефть и нефтепродукты), ОАО Тольяттиазот (аммиак, метанол, минеральные удобрения, зерно) и ООО Пищевые ингредиенты (импортные пищевые масла).

ООО Пищевые ингредиенты реализует проект по строительству в порту Тамань комплекса для приема импортных пищевых масел растительного происхождения мощностью 438 тыс. тонн в год. Техническая готовность комплекса по состоянию на сегодняшний день - 92%.

В дальнейшем предполагается также отгружать 438 тыс. тонн виноматериалов в год. В более далёкой перспективе предполагается также построить зерновой терминал мощностью 5 млн. тонн в год.

Грузооборот порта Темрюк в 2008 году составил 2,3 млн. тонн, в том числе наливных грузов 0,3 млн. тонн.

В настоящее время в порту проводится реализация ряда инвестиционных проектов, что позволит довести производственные мощности до 4,5 млн. тонн.

Грузооборот порта Кавказ в 2008 году (вместе с РПК Таманский) составил 7,8 млн. тонн, в том числе наливных грузов 3,2 млн. тонн.

В 2008 году Росморречфлотом утверждена Генсхема развития порта Кавказ.

Выполняется комплекс мероприятий по реконструкции и техническому оснащению железнодорожного парка Черноморский.

Железнодорожная паромная переправа в порту Кавказ начала свою работу в середине 50-х годов прошлого века и находилась в составе Керченской железнодорожной и автопассажирской паромной переправы, связывающей Таманский полуостров с Крымом.

Работу переправы обеспечивал терминал для паромов типа Северный вместимостью 24 вагона. Мощности терминала позволяли обрабатывать одновременно два парома.

В 2004 году выполнена первая очередь реконструкции железнодорожной паромной переправы.

Восстановлено регулярное железнодорожное грузовое сообщение с Украиной и организован пункт пропуска, оснащенный техническими средствами пограничного и таможенного контроля. За период с 2005 по 2008 гг. перевезено 6763,9 тыс. тонн различных грузов.

В 2008 году начато регулярное движение на линии Кавказ - Поти, предусмотренное Межправительственным соглашением с Республикой Армения.

28 февраля 2009 года был осуществлен пробный рейс парома Авангард из порта Кавказ с грузом технического масла в цистернах, с прибытием в порт Варна 3 марта с.г.

Паром имеет грузовместимость 45 вагонов и способен совершать 4 5 круговых рейсов в месяц.

До конца года на этой линии планируется перевезти около 150 тыс. тонн грузов.

В 2010 году планируется начало работы линии порт Кавказ порт Самсун (Турция).

Таким образом, планируется завершить соединение диаметральными линиями паромного сообщения черноморское транспортное кольцо.

Грузооборот порта Таганрог в 2007 году составил 2,6 млн. тонн, в том числе наливных грузов 1,0 млн. тонн.

Программой развития порта предусмотрена реконструкция существующих перегрузочных комплексов.

Грузооборот порта Ейск в 2008 году составил 3,8 млн. тонн.

Основными причинами, сдерживающими развитие порта, являются низкая пропускная способность железнодорожной станции Ейск, отсутствие достаточных глубин у причалов и возможности территориального расширения.

Грузооборот порта Азов в 2008 году составил 4,19 млн. тонн, в том числе навалочных 3,38 млн. тонн. Порт самостоятельно реализует ряд инвестпроектов.

Преимуществом Азовского морского порта перед другими "малыми" портами является возможность единовременного хранения до 1 миллиона тонн навалочных грузов.

В 2008 году объём перевалки грузов в порту Ростов составил 6,59 млн. тонн.

В подпрограмме Развитие экспорта транспортных услуг ФЦП Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы) предусмотрено создание мультимодального универсального транспортно-логистического узла "Ростовский универсальный порт".

Предусматривается создание на левом берегу реки Дон в районе промышленной зоны "Заречная" в городе Ростове-на-Дону комплекса портовых и логистических сооружений и инфраструктуры железных и автомобильных дорог и подходов.

Проект предполагается осуществлять в несколько этапов и реализовывать на условиях государственно-частного партнерства.

Проектная пропускная способность порта - 16 млн. тонн грузов в год, в том числе объем переработки контейнеров - не менее 550 тыс. TEU в год.

Порт имеет большое значение как опорный порт-хаб для Единой глубоководной системы и большого панъевропейского водного кольца.

Подводя итоги, следует сказать, что успешная реализация планов по развитию портов Азово-Черноморского бассейна позволит полностью удовлетворить перспективные потребности российской экономики в перевалке внешнеторговых грузов на юге страны (при этом будет создан 15%-ный резерв мощностей), уменьшит зависимость от сопредельных стран и позволит реализовать транзитный потенциал.

В заключении я хотел бы отметить, что 2009 год - это год новых экономических условий, необходимо крайне ответственно подойти к отбору приоритетных проектов, усилить контроль за организацией конкурсных процедур, ужесточить требования к заказчикам, усилить контроль за расходованием средств федерального бюджета, сохранить систему образования, кадры и рабочие места, повысить эффективность и качество нашей работы.

Особое внимание уделить укреплению системы безопасности на морском и речном транспорте.

2009 год - это не только год новых экономических условий, но и год 200-летия первого единого органа государственного управления, надзора на транспорте и создания инженерного транспортного образования.

Решение об учреждении Управления водяными и сухопутными сообщениями и создании первого высшего транспортного учебного заведения Института корпуса инженеров путей сообщения было объявлено в Манифесте Императора Александра Первого 20 ноября 1809 года.

Соответствующее распоряжение о праздновании 200-летия подписано Правительством Российской Федерации. В настоящее время идет подготовка к этому знаменательному в жизни транспортного комплекса событию.

Пользуясь случаем, приглашаю Вас принять активное участие в этих мероприятиях, что позволит нам обменяться мнениями и наметить основные пути решения тех непростых задач, которые стоят перед нами.

Уверен, что знания, опыт, мастерство, накопленные за 200 лет, а также преданность делу обеспечат успешное решение поставленных перед транспортниками задач.

Благодарю за внимание!


Слайды к докладу

Дата создания страницы: 2010-05-20 11:45:48
Дата и время последнего изменения: 2016-01-28 11:37:46

Назад...